Бакалавриат
Физиология растений – это наука о жизнедеятельности растений, о процессах, происходящих в них и о закономерностях, с которыми они совершаются. Предметом физиологии является изучение отдельных функций растений: выяснение физико-химических процессов, лежащих в их основе; определение значения каждой из них для организма в целом, установление взаимной связи функций и их зависимости от внешних и внутренних условий.
Специфические функции растений – фотосинтез и минеральное питание. Остальные функции (водный обмен, дыхание, рост, развитие, размножение, адаптация к условиям среды) являются общебиологическими, хотя у разных организмов имеют свои специфические черты.
Дисциплина «Физиология растений» состоит из тем, посвященных конкретным функциям, с общим планом построения. Например, в теме «Фотосинтез» изучаются физико-химические процессы, лежащие в основе этой функции, структурная организация фотосинтеза на уровне клетки, листа, растения и посева или насаждения в целом, его связь с другими процессами жизнедеятельности, зависимость от условий, пути управления фотосинтезом с целью повышения урожайности растений и качества продукции. Таким образом, изучив закономерности, с которыми совершаются отдельные функции, можно овладеть знаниями жизни растений.
Физиология растений – экспериментальная наука, которая изучает процессы путем постановки специальных опытов. Вместе с содержанием науки эксперимент стал неотъемлемой частью обучения. Постановка опытов позволяет закрепить и углубить теоретические знания функций организма, научиться устанавливать причинно-следственные связи между ними и условиями окружающей среды, изучить способы управления жизнедеятельностью растений для решения практических задач.
Главная цель изучения дисциплины «Физиология растений» состоит в приобретении новых знаний закономерностей функционирования растений, в формировании рационального естественнонаучного мышления и современного понимания органического мира.
В результате освоения дисциплины необходимо освоить закономерности процессов жизнедеятельности, их зависимости от условий и возможности регулирования человеком; физиологические и биохимические методы исследования процессов жизнедеятельности растений. Приобрести навыки работы с естественнонаучной литературой и использования основных естественнонаучных законов и принципов в решениях практических задач.
Современный уровень знаний позволяет характеризовать фитоценоз как сложную саморегулирующую адаптивную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны. Только изучив закономерности функционирования этой системы, можно решать профессиональные задачи в области ландшафтного строительства.
Изучение дисциплины осуществляется во втором-четвертом семестрах. Общая трудоемкость дисциплины – 144 часа (4 зачетные единицы), в том числе контактная работа – 18,65 часа, контроль – 12,6 часа, самостоятельная работа студентов – 112,75 часа.
Форма контроля освоения дисциплины: 3-ий семестр – зачет, 4-ый семестр – экзамен.
Преподаватель – доцент Ольга Федоровна Панфилова.